Колбасова Наталья Владимировна, воспитатель

Консультация для воспитателей младших групп «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству»

 Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.

По мнению педагогов, проблемы развития речи детей раннего возраста прежде всего связаны с отсутствием или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми. Большинство пап и мам — служащие, поэтому в утренние часы, собираясь на работу, положительный эмоциональный контакт с ребёнком, как правило, отсутствует или ещё страшнее — заменяется грубостью, агрессией, излишней неадекватной требовательностью. В вечерние часы, на фоне общей усталости и «заорганизованности», родители, общаясь с ребёнком, часто не в состоянии вникнуть в содержание речи малыша, а тем более активизировать её.

Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом. Актуален для них вопрос: «Как научить малышей речевому этикету?» Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

Органически соединяет в себе поэзию и игру такое произведение устного народного творчества, как потешка. Она изображает картины крестьянского быта и природы, то, что было близко и понятно адресатам, маленьким деревенским жителям, для которых они и сочинялись. Создававшийся веками поэтический репертуар малых фольклорных форм сохранился благодаря возникновению книжной культуры и стал её неотъемлемой частью.

Изображаемые события и персонажи в песенках и потешках в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате реальность оказывается включённой в фольклорно-образный мир. Поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное. Что необходимо педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?

Прежде всего, иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками, мастерами книжной графики. Например, книгу с иллюстрациями Ю. А. Васнецова или альбомы с репродукциями его иллюстраций к фольклорным произведениям. Работы художника можно рассматривать бесконечно долго и каждый раз, словно впервые, удивляться его способности органически соединять декоративную живопись и детский рисунок.

Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.

Самый известный вариант игровых потешек — «Ладушки». Начиная легко массировать центр ладошки ребёнка, педагог тем самым побуждает его распрямить кулачок. Взяв кисть малыша, прикладывает его ладошку к своей ладони и приговаривает: «Ладушки, ладушки, испекли оладушки!» Постепенно игра усложняется. Ладошка малыша на время отстраняется от ладони воспитателя, а затем опять прикладывается. Движения должны совпадать с ритмом стиха. Так, ладони воспитателя и ребёнка соединяются на слова «ладушки» и разъединяются: «испекли оладушки» и т.д. По мере освоения малышом данных игровых действий воспитатель берёт в руки уже обе ладошки и играет с ребёнком.Как уже говорилось, очень хорошо начинать чтение малых жанров фольклора с потешек, которые по своей структуре имеют большой арсенал словесно-изобразительных средств. Чтение детям раннего возраста стимулирует процесс слушания. Например, в малых жанрах фольклора используются разнообразные средства поэтической фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. При чтении нужно их обязательно подчеркнуть, выделить. Повторное чтение детям третьего года жизни предполагает разнообразие форм работы: малыши каждый раз как бы по-новому слышат уже знакомое произведение.

Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. Инсценировку произведений малых жанров фольклора можно считать одним из важнейших средств в организации чтения в группах раннего возраста.

Театральное искусство вообще представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства, танца. Инсценирование художественного произведения и показ спектакля детям — это всегда что-то необычное, праздничное.

В инсценировках потешек воспитатели используют различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия:

— для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;

— для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;

— для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.

Прежде чем начать показ инсценировки малых жанров фольклора, воспитатель показывает детям главного героя будущего спектакля. Дети рассматривают игрушку (театральную куклу), по просьбе педагога и с его помощью придумывают имя. Педагог даёт краткую характеристику персонажа: добрый, весёлый, красивый и т.д. Затем предлагает детям вспомнить другие произведения с участием сказочного образа.

Такой приём очень часто необходим, потому что при инсценировке малых жанров фольклора, в которых нет диалога, а лишь простое развёртывание сюжетного действия, зачастую предельно сжатого, педагог вводит этот образ в качестве рассказчика, что позволяет, в свою очередь, объединить два произведения в один спектакль.

Ни с чем не сравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед за педагогом, участвуют в обсуждении образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.

После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед — определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т.д.

Если дети никогда не были в театре, то перед началом спектакля педагог объясняет им, что по окончании показа нужно поблагодарить «актёров» (аплодировать) и показывает, как это делается.

Первым социальным институтом в развитии и воспитании ребенка является семья. Поэтому работу необходимо направить на привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс детей.

 Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме можно использовать такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь.

13 декабря 2020 в 18:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.